Изъяты сцены: что скрыла цензура в советских фильмах?

Деятельность цензуры в СССР была высокооценена. Она тщательно контролировала все кинопроизведения, стремясь удалить все, что считалось излишним или опасным.

Так называемое "глумление над историческими персонажами" не вызывало особой симпатии среди наших цензоров. По этой причине из культового фильма "Иван Васильевич меняет профессию" исчезла одна из его ярких сцен, где царь готовит котлеты в кухне у инженера Тимофеева.

В нашем Госкино не одобряли использование сравнений главных героев с известными личностями, особенно с применением недавнего прошлого. Из-за этого в фильме "Кавказская пленница" был удален эпизод с товарищем Сааховым, который, по сталинскому образцу, опустил руки за китель. Но все же остались некоторые тонкие намеки, как мы видим.

Говорят, что сам Брежнев настоял на удалении сцены с смертью героя Георгия Жженова в фильме "Экипаж". По исходному сценарию, герой должен был умереть во сне и увидеть своих друзей с фронта в своих грезах... Однако, глубоко пожилой Генсек был категорически против такого сюжетного поворота.

Временами происходили затруднения с сценами, в которых принимали участие актеры, эмигрировавшие на Запад. К примеру, в 1984 году сцена с Савелием Крамаровым в фильме "Мимино" была удалена. Извини, генацвале, через пять лет помогу... Однако, позже данную сцену вернули. Остальные комедии с участием Крамарова, в свою очередь, не пострадали. В противном случае, наше кино быстро утратило бы половину своих лучших сцен.

Цензоры проявляли крайнюю негативную реакцию на упоминание или использование в фильмах слов, музыки, книг искусствоведов, а также наличие в них сомнительной и отечественной персоны. По этой причине из фильма "Афона" был удален эпизод, в котором группа "Машина времени", пользующаяся неприязнью общества, играла на танцах.

Кроме того, нам не нравились политические аллюзии, особенно если они не соответствовали обстановке. В результате в фильме "Офицеры" удалось удалить культовую сцену, где главные герои сражались в Китае против японцев. В то время, в связи со сложившимися политическими отношениями с Китаем, эта сцена была исключена за несколько десятилетий.

Цензоры искренне нежалостливо относились к непристойности и хулиганским выходкам в наших фильмах. В связи с этим, например, начальная сцена из "Кавказской пленницы", где Трус-Балбес-Бывалый пишет на заборе оскорбительные слова о художественном фильме, была удалена. Однако, в 2000-х годах эта сцена была восстановлена по воспоминаниям актеров, сыгравших в этой ленте.

Иногда советские цензоры серьезно опасались, что примеру киноактеров последуют массово обычные люди. Из-за этого опасные сцены безжалостно вырезали. Поэтому из фильма "Старики-разбойники" пропадала сцена, где автомобиль "Волга" спускается по ступенькам в подземный переход и затем выезжает на пешеходный мостик. Они боялись, что завтра все будут так же гоняться!

По этой же причине сцена ареста Промокашки в фильме "Место встречи изменить нельзя" была существенно сокращена. На этой сцене Иван Бортник, исполняющий роль Промокашки, так сильно вовлёкся в сюжет, что случайно плюнул Владимиру Высоцкому, играющему роль Жеглова. Из-за этого инцидента режиссёры решили убрать эту сцену, чтобы избежать негативной реакции зрителей и проблем с дублированием подобных поведенческих эпизодов в реальной жизни.

В фильме "Мимино" была удалена сцена, в которой главный герой выскальзывал из самолета и мгновенно оказывался в своей родной грузинской деревне Омало. Это решение было принято в Госкино в связи с опасением, что такая сцена может вызвать массовое подражание и нежелательные последствия в виде людей, прыгающих с самолетов.

Кстати, фильм "Мимино" в СССР столкнулся с препятствием еще раз - в период активной антиалкогольной кампании под руководством Горбачева, из него была удалена сцена, где главные герои обильно угощаются в ресторане гостиницы "Россия".

В конце 1980-х годов было много сцен, связанных с употреблением алкоголя, которые были вырезаны из фильмов. Например, в "Покровских воротах" и "Любви и голубях" попались под редактирование.

Очень трудно было отечественным режиссерам вписывать любые интимные сцены. Например, в фильме "Место встречи изменить нельзя" был убран эпизод с Шараповым и Варей Синичкиным в кровати. Хотя все там было очень невинно по современным стандартам: два тела под одеялом, поцелуи на плече.

Великолепная постельная сцена из известного фильма "Экипаж" была значительно укорочена.

Таким же образом была изменена и постельная сцена из фильма "Москва слезам не верит", где главные персонажи, сжимая друг друга в объятиях, располагались на диване. Исходно этот эпизод был намного более провокационным.

Цензоры кино всегда были неодобрительными в отношении сцен обнаженки в целом, что неудивительно. Поэтому в фильме "Белое солнце пустыни" была удалена сцена, в которой жены Абдуллы снимали свою одежду, чтобы спастись от пожара. Также были вырезаны кадры голых ног любезной Катерины Матвевны, проходящей через ручей с поднятой юбкой.

Подобные откровенные сцены успешно воплощались в творчестве знаменитых режиссеров отечественного кино, таких как Леонид Гайдай. Он с легкостью преодолевал преграды цензуры, умело вплетая вызывающие моменты в свои фильмы. Расторопный Гайдай находил способ "пропихнуть" смелые сцены с раскрепощенными героинями почти в каждую свою значимую работу.

Роман Аистов

Кореспондент издания Fartuk