История об обращении с военнопленными в прошлом во всей своей полноте

После каждого сражения пленными становятся десятки, сотни и иногда даже тысячи солдат. Это является неотъемлемой частью любой войны.

В настоящее время статус военнопленных регулируется Женевской конвенцией, но раньше, в прошлые времена, судьба этих солдат была совсем иная. Каково было отношение к ним? Каковы были условия их содержания?

Ниже приводим подробное описание.

Такое обращение обычно было крайне жестоким. Например, в древнем Египте пленных военнопленных (ливийцев, сирийцев, нубийцев) либо уничтожали, либо, предварительно кастрируя, просто выгоняли строем на свою родину. Тех, кто достиг берегов Нила, египетские военачальники делали рабами и дарили высокопоставленным соотечественникам, таким как фараон и его придворным.

Индейцы (включая ирокезов и алгонкинов) часто использовали тактику, при которой пленных заставляли бежать между рядами своих воинов. Воины бросали ведущему копья и томагавки. Тот, кто смог успешно пробежать через эту линию, мог рассчитывать на спасение своей жизни и даже принятие в пленящее племя. Стоит отметить, что этот шанс давался независимо от цвета кожи, и, следовательно, даже белым людям удавалось попасть в индейские племена этим способом.

Ацтеки и майя привлекались к проведению "цветочных войн" - боевых набегов, в которых их главным стремлением было захватить больше пленных. Это было необходимо для будущих жертвоприношений жестокому богу-Солнцу.

В древнем Китае пленных солдат обычно направляли на государственные работы, включая строительство храмов и укреплений. Позднее они были массово жертвованы богам с помощью обряда, известного как "жэншэн", который включал обезглавливание.

История засвидетельствовала, что первыми, кто проявил гуманизм к военнопленным, были древние греки. У них было принято относиться снисходительно к пленникам, особенно если они были греками. Таких пленных даже могли отпустить домой, поскольку в Греции ценность рабов-греков была незначительной, их непослушание предоставляло возможность для бегства в любой момент. Однако, греческий гуманизм не применялся к персам во время войны. Им либо не давали шанса их убивали, либо сразу отправляли в рабство.

В древнем Риме военнопленных обычно либо казнили, либо продавали в рабство. Однако, были случаи, когда им оказывали пощаду. В таких случаях проводился особый ритуал - прогон под ярмом. Пленных вели под аркой, состоящей из трех копий, они были безоружны и часто полностью обнажены. После этого такие пленные считались свободными и им разрешалось отправиться домой. Чаще всего под ярмом прогоняли римляне самих себя - например, тех соотечественников, которые не слишком напроказили во время гражданских войн. Или представителей "цивилизованного мира", таких как греки.

Естественно, рабы-гладиаторы, выступавшие под руководством Спартака, не могли рассчитывать на милость или снисхождение. Их казнили путем распятия вдоль дорог из Рима.

В средневековой Европе судьба пленных полностью зависела от совести вражеского военачальника, который захватил их в плен. Знатных рыцарей часто держали в ожидании выкупа, что было выгодным бизнесом. Существовала хорошо отлаженная система выплаты выкупа и обращения с высокопоставленными личностями, и они не особо переживали за свою участь в плену. Однако бедные простолюдины и сарацины не подпадали под такие рыцарские правила. Их могли без проблем казнить в качестве средства запугивания противника.

Во время войн между мусульманами на Востоке прослеживался определенный военный гуманизм. Коран запрещал брать в плен и мучить сородичей по вере, поэтому мусульмане, попавшие в плен, могли рассчитывать на относительно приемлемое обращение. В то же время пленных неверующих, таких как турки, татары или персы, чаще всего используется как рабов. Однако, следует отметить, что в некоторых случаях сунниты и шииты могли забыть о гуманизме в отношении к своим собратьям по вере. Например, это было заметно после сражений между Османской империей и иранской династией Сефевидов.

Во времена правления Чингисхана, как и в любую эпоху для других кочевых народов, рабы были ненужны. Вместо этого пленных вражеских воинов обычно либо убивали, либо, если представлялась возможность, продавали соседним народам, которые вели седентарный образ жизни. После битвы при Калке, русские князья служили монголам как скамейки на пиру. А вместе с пленным халифом из Багдада, монгольские воины позвали его в мешок и бросили под копыта лошадей.

Замечательно, что именно наша Русь всегда проявляла гуманизм по отношению к военнопленным. Чаще всего мы отпускали пленных домой или селили их в дальние деревни для освоения новых территорий. Например, Петр I также поступил с пленными шведами, отправив их в Сибирь. Некоторым солдатам из армии Наполеона суждено было присоединиться к оренбургским казакам.

Роман Аистов

Кореспондент издания Fartuk